Развитие ребенка в период младенчества.

Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве, даже переворачивание с боку на бок осуществляется не иначе, как в помощью взрослого. В период новорожденности ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция называется "комплексом оживления".
В интервале от 2,5-3 мес. до 5,5-6 мес. появляется своеобразная, постоянная и четкая реакция ощупывания своих рук. Становится возможным хватание, ощупывание груди матери во время сосания и произнесение слогов. Динамика формирования хватания такая: на        10–14-й неделе – ощупывание своих рук; на 13-16-й неделе – ощупывание других предметов; на 11-17-й неделе – реакция рассматривания своих рук; на 15-18-й неделе – реакция удержания схваченного предмета; но 17-20-й неделе – собственно хватание; на 17-23-й неделе – хватание ног; на 18-21-й неделе – хватание предметов при их приближении; на 20-24-й неделе – размахивание погремушкой из стороны в сторону.
Во втором полугодии появляются повторные, цепные реакции и реакция подражания. Повторные реакции – это похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание сидя, трясение перильцев кроватки, похлопывание ногой, произнесение повторных слогов. Цепные реакции – ползание, сажание, вставание, ходьба. Подражание – это движения рук ребенка, подражающие действиям взрослых («ладушки», «до свидания», «полетели, на головушку сели» и т.д.); движения головы (покачивание); движения ног (топание), а также речь и модуляции голоса. Если повторные и цепные реакции появляются вместе, то реакции подражания – несколько позже. Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
Но как бы быстро ни развивались моторные реакции, они все же по темпам значительно отстают от развития сенсорики.
Сенсорное развитие. Зрительное восприятие. В течение первых 2 месяцев жизни у ребенка интенсивно развивается зрение, в 2-3 нед. появляется конвергенция глаз, но на предмете остановить взор ребенку еще очень трудно. В 3-5 нед. возникают очень кратковременные задержки взора на предмете. В 4-5 нед. ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м, а в 2 мес. научается следить за двигающимся предметом на расстоянии 2-4 м, в 3 мес. – на расстоянии 4-7 м. В период от 6 до 10 нед. ребенок может проследить за предметом, движущимся по кругу (поэтому полезны движущиеся карусельки с яркими предметами или картинками). В дальнейшем устанавливаются различные функциональные связи глаза с органами движения и другими органами чувств. К 4 мес. акт смотрения оказывается уже достаточно сформированным. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Когда младенцу показывают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю картинки, а быстро останавливается на границе белого и черного пространства. Если ему показать одновременно две картинки — однотонную и с вертикальными черными линиями, он дольше будет смотреть на второе изображение. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам — переходам прямой линии в изогнутую.  Младенцев привлекают контрасты (в первые два месяца они предпочитают смотреть именно на контрастные черно-белые изображения, а не на цветные). На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.   Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач
Слуховое восприятие. Срок появления слуховой чувствительности у ребенка установить очень трудно. Первыми реакциями, свидетельствующими о том, что младенец ощущает звуки, являются вздрагивания век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д. На 10-12-й день у младенца появляется реакция на звуки человеческого голоса. На 2-м мес. ребенок замирает, услышав голос матери, музыкальные звуки. На 4-м мес. младенец не только слышит звуки, но и может локализовать их в  пространстве: поворачивает глаза и голову в сторону звука. В первые несколько месяцев значительно повышается острота слуха ребенка, постепенно он начинает различать все более тихие звуки. После 4-5 мес. у него вырабатывается реакция дифференцировки звуков: ребенок различает голоса близких людей. К четырем месяцам малыш начинает улыбаться, услышав голос мамы, а в шесть месяцев беспокоится, если слышит мамин голос, но не видит ее. Во второй половине первого года жизни эта дифференцировка становится более тонкой и точной: младенец различает интонации, с которыми к нему обращается взрослый. У 7-9-месячных детей можно наблюдать отчетливо различную реакцию на веселую и грустную музыку, на разный темп и ритм. Существеннейшим приобретением конца 1-го года жизни является способность к различению звуков человеческой речи.
Обоняние, тактильное и вкусовое восприятие. Уже к концу 1-го мес. у младенцев вырабатывается положительный рефлекс на запах. К концу 3-го мес. дети отчетливо дифференцируют приятные и неприятные запахи. Столь же рано своей мимикой ребенок реагирует на сладкий, горький и кислый вкус (соленый – значительно позже).
Ощущения прикосновения у ребенка очень тонки и обнаруживаются очень рано. Малейшие складки на пеленке и одежде способны вызвать отрицательную реакцию – плач, движения всего тела.
На 3-м мес. выявляется чувствительность к различению температуры: например, на температуру воды в ванне в 33 градуса ребенок реагирует положительно, а уже на 32 – отрицательно.
Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.       
Решение простейших познавательных задач в младенчестве
Возраст в месяцах Успехи Неудачи
0-2: Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий
1-4: Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого.Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место.
4-6: Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком. Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком.
6-12: Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах
Итак,  в младенческом возрасте создаются все необходимые условия для деятельности ребенка, выходящей за пределы сна, питания, крика.
Показатели познавательного развития ребенка в период младенчества
От 0 до 12 месяцев
Развитие ребенка на первом году можно условно разделить на 5 основных этапов:
I – период новорожденности; II период – 1-3 месяца; III период – 3-6 месяцев; IV период – 6-9 месяцев; V период – 9-12 месяцев.
I период (период новорожденности)
•         Идет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций: в возрасте 10 дней ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), в возрасте 20 дней – неподвижный предмет (лицо взрослого).
•         Прислушивается при сильном звуковом раздражителе.
•         В возрасте 1 мес. – зрительное сосредоточение и плавное прослеживание движущегося предмета и длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого).
•         В ответ на ласковое обращение появляется положительная эмоциональная реакция.
II период (1-3 месяца)
•         «Комплекс оживления».
•         Длительное зрительное сосредоточение и прослеживание предмета (во всех направлениях).
•         Возникает поисковая реакция: ищущие повороты головы при длительном звуке.
•         Различает интонации голоса взрослого.
•         Первые направленные движения руки к игрушке.
III период (3-6 месяцев)
•         Совершенствуется зрительное и слуховое сосредоточение и прослеживание в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого).
•         К 4 мес. локализует звук в пространстве (поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его).
•         По-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (при виде чужих людей перестает улыбаться, усиленно и напряженно их рассматривает, может заплакать).
•         Узнает маму, радуется при ее появлении и кричит после ее ухода.
•         К 6 мес. узнает по звучанию свое имя.
•         В 4-5 мес. начинает тянуться к игрушке и захватывает ее, развивается зрительно-моторная координация.
IV период (6-9 месяцев)
•         Возникает понимание обращенной речи (выделение по голосу близких людей, несколько знакомых предметов, игрушек, звучащих, часто называемых и находящихся в определенном месте).
•         Выполняет разученные ранее действия: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания».
•         Осуществляет неспецифические манипуляции с предметами (перекладывает из руки в руку, стучит, трясет ими, похлопывает по ним рукой, тянет в рот, сосет, бросает). Все действия сопровождаются выразительной мимикой, разнообразными голосовыми реакциями.
•         Появляется готовность к совместной игровой деятельности.
V период (9-12 месяцев)
•         Интенсивно развивается понимание обращенной речи (по просьбе взрослого находит и дает предметы и игрушки, отвечает действием на словесную инструкцию, играет в «Ладушки», «Прятки», «Догонялки», «Сорока – ворона»).
•         Осуществляет специфические манипуляции с предметами (резиновую игрушку сжимает, погремушкой гремит, мяч катает, коробку с крышкой открывает – закрывает, кольца снимает со стержня, отталкивает подвешенные игрушки).
•         В 9-10 мес. подражает в действиях другому ребенку, показывает части лица на другом человеке. Спокойно относится к высаживанию на горшок.
•          К концу периода складывает пирамидку из колец с небольшими отверстиями, различает предметы по форме: кубики, кирпичики, мячики. Понимает первые обобщения – машинки, куклы, кубики, мячики. На картинке правильно показывает знакомые предметы и героев. Слушает сказки и стихи с одновременным рассматриванием иллюстраций. Показывает части своего тела. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.  Появляется реакция торможения при слове «нельзя»