Развитие ребенка в период раннего детства (от 1 года до 3 лет).
В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь.   С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира.
Сенсорное развитие. Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Мышление. В этот период ребенок начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с двух до трех лет у него появляется способность решать проблему путем догадки, т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.
Память. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.
Мелкая моторика. К 2-3 годам значительно совершенствуется тонкая моторика рук. Ребенок способен держать два предмета в одной руке, чертить карандашом штрихи и "каракули", листать страницы книги. Во время игры ребенок способен ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков, выстраивать кубики в ряд и т.д. 
Показатели познавательного развития ребенка от 1 года до 2 лет.
•         1г.1мес. По просьбе взрослого выполняет различные действия с предметами (например, «Покачай лялю», «Покажи у киски глазки» и пр.). Различает игрушки похожие по форме и приносит их по просьбе взрослого.
•         1г.2 мес. Понимает изображения отдельных предметов действий на картинке (например, отвечает на вопросы: «Покажи, где мячик?» и т.д. Пытается самостоятельно есть ложкой густую пищу.
•         1г.4мес. – 1г. 7 мес.  Подбирает и раскладывает по образцу предметы, разные по форме (кубик и шар), по величине (большой и маленький) и по цвету (различает два цвета).  Овладевает целенаправленными действиями с предметами (например, собирает пирамидку из пяти колец, строит из кубиков забор, башню и др.), воспроизводит элементарные сюжетные постройки.
•         1г.10 мес. – 1г. 11 мес. Подбирает по предложенному образцу предметы, имеющие различные геометрические формы (например, кубик, шар, пирамидку, яйцо). Различает величины: большую, среднюю, малую. Различает три цвета. Перед едой начинает мыть руки с мылом, частично одевается и раздевается.
Показатели познавательного развития ребенка от 2 до 3 лет.
•       2г. 1 мес.- 2г. 2 мес.   Раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске (методом подбора).        Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие игрушки-вкладыши после показа). Выполняет два последовательных сюжетных  действия с игрушкой (кормит, баюкает) по подражанию.
•        2г. 3   мес. – 2г. 6 мес.    Держит два предмета в одной руке.       Собирает пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец, ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.  Ориентируется в 3-4 цветах (подбирает к образцу, по названию). Переносит разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки). Подражает действию близкого человека. Сооружает из кубиков постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку) по просьбе взрослого, по образцу, самостоятельно. Самостоятельно ест. Одевается с небольшой помощью взрослого.
•      2г. 7 мес. – 2г. 9 мес.   В рамках листа проводит вертикальные и горизонтальные линии, кружочки.       Проявляет сообразительность – достает сачком из воды понравившуюся игрушку.
•     2г.10 мес.   Способен сосредотачиваться на некоторое время на каком- либо занятии.
•     3г. Свободно держит карандаш.